Проектирование инклюзивных вузов и ссузов: как реализовать доступное образование
Создание в учебных заведениях среды, доступной для студентов всех категорий – это сложная многоплановая задача, где речь идет о формировании инклюзивной образовательной экосистемы, в которой архитектурные решения, специализированное оборудование и педагогические подходы объединяются для обеспечения равного доступа к знаниям. Грамотное оснащение помещения на основе СП 59.13330.2020 становится залогом успешной интеграции студентов с инвалидностью в академическое сообщество и их последующей профессиональной реализации.
Нормативная база
Проектирование и оснащение начинаются с безусловного соблюдения нормативных требований. Фундаментом являются:
- СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Этот свод правил является основным документом, детально регламентирующим параметры безбарьерной среды в университетах и колледжах – от ширины дверных проемов и уклонов пандусов до зон маневрирования и установки поручней. Его требования обязательны к применению.
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон закрепляет право инвалидов на образование и устанавливает обязанность создания условий для его получения.
Ключевые зоны и требования к их оснащению
- Входная группа. Тактильные указатели, противоскользящие накладки на ступени, пандус/подъемная платформа, кнопка вызова помощи, поручни.
- Парковка. Выделенные места на расстоянии не более 50-100 м. от входа, обозначенные международным знаком доступности.
- Холлы и коридоры. Ширина путей движения не менее 1,5 м. (в одну сторону) и 1,8 м. (для встречного движения), настенные поручни, тактильно-звуковые мнемосхемы, индукционные петли, противоскользящее покрытие пола.
- Учебные аудитории. Специальные места для студентов с нарушением слуха/зрения (первые парты) и колясочников (у входа), индукционные системы, оборудование светового оповещения.
- Санитарно-гигиенические помещения. Поручни, откидные опоры, унитаз с высотой посадки 45-50 см., раковина с пространством для заезда коляски, кнопка вызова помощи.
Готовые места для студентов с различными нозологиями
Для обеспечения доступности образовательного процесса необходима поставка специализированного оборудования, адаптированного под потребности студентов с различными формами инвалидности.
- Для студентов с нарушениями зрения. Базовое рабочее место включает портативный тактильный дисплей Брайля, принтер для печати рельефно-точечным шрифтом, сканирующую и читающую машину для преобразования печатной информации в акустическую, а также клавиатуру с тактильными клавишами и накладкой шрифта Брайля.
- Для студентов с нарушениями слуха. Комплект оснащается беспроводной усилительной гарнитурой (аудиоклассом) и индукционной системой, которая передает звук напрямую на слуховой аппарат, очищая его от посторонних шумов.
- Для студентов с нарушениями ОДА. Решение включает альтернативные устройства ввода информации: компьютерные джойстики и роллеры, заменяющие мышь, а также выносные программируемые кнопки. Эти устройства обладают высокой чувствительностью и позволяют работать на компьютере людям с нарушениями моторики.
Библиотеки и читальные залы
Доступ к информации – основа образования. В библиотеке необходимо организовать зону с доступными компьютерами, оснащенными программами экранного доступа и видеоувеличителями. Проходы между стеллажами должны быть шириной не менее 1,5 м. Часть книжных полок может быть мобильной или иметь регулируемую высоту. Для МГН должно быть предусмотрено рабочее место со стационарным видеоувеличителем (например, CCTV-увеличителем) и читающей машиной, преобразующей текст в речь.
Актовые и лекционные залы
Крупные залы требуют особого подхода к организации пространства для МГН. Помимо мест для колясочников в партере (с размерами зоны 1,6 x 1,4 м. на одно место), необходимо обеспечить доступ на сцену с помощью мобильного или стационарного подъемника. Для обеспечения слышимости по всему залу монтируется стационарная индукционная система. Все визуальные материалы (презентации, объявления) должны дублироваться субтитрами или транслироваться на информационные экраны.
Инженерные системы и безопасность
Создание полноценной доступной среды невозможно без интеграции специализированных инженерных решений. Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должна дублироваться не только звуковыми, но и световыми строб-вспышками для студентов с нарушениями слуха. Все указатели и таблички дублируются информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и имеющей контрастное цветовое исполнение. Пути эвакуации должны быть спроектированы и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить быстрый и безопасный выход всех студентов и персонала, включая МГН.
Заключение
Оснащение университетов и колледжей в рамках программы «Доступная среда» – это комплексная работа, требующая не только глубокого знания нормативов, но и понимания особенностей образовательного процесса и потребностей студентов с различными нозологиями. Результатом профессионального подхода становится инклюзивное образовательное пространство, где каждый студент, независимо от своих физических возможностей, получает равный доступ к качественному высшему образованию и может полностью реализовать свой потенциал.
Реклама. ООО «Вертикаль», erid: 2VtzqwfKN5F