Проект адаптации аэропорта Новокузнецка (Спиченково)
Настоящий проект разработан в целях обеспечения беспрепятственного доступа к помещениям объекта для людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения (МГН) по принципу «разумного приспособления». Производится разработка дополнительного тома проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступной среды для инвалидов (ОДИ) к объекту капитального строительства для нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Новокузнецк (Спиченково)», расположенного по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г.о. Новокузнецкий, г. Новокузнецк, р-н Куйбышевский, ул. Аэропортовая, зд. 30.
Проектная документация разработана в соответствии с действующей нормативной и технической документацией:
- технического задания на проектирование;
- исходных данных, представленных заказчиком;
- действующих строительных норм и правил.
В проекте предусматривается комплекс мероприятий по повышению качества архитектурной среды при соблюдении:
- Досягаемости мест целевого посещения кратчайшим путем и беспрепятственного перемещения внутри помещений.
- Безопасности путей движения, а также мест обслуживания.
- Своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, и т.д.
Тактильные настенные указатели на путях перемещения МГН
В соответствии с СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной информации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве.
Монтаж тактильных визуальных указателей осуществлять на высоте 1,3 м от уровня пешеходной поверхности до низа табличек. Кнопки устройства вызова помощи должны быть расположены на высоте 1,1 м от низа кнопки до уровня доступной для инвалида поверхности передвижения на расстоянии не менее 0,6 м от внутреннего угла и за пределами радиуса открывания двери.
Парковка и пути движения по территории
Проектируемое здание нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Новокузнецк (Спиченково). Остановка общественного транспорта в непосредственной близости от входа в здание. Для МГН, прибывающих на Объект, возможна доставка общественным транспортом или на личном автотранспорте. Инвалиды, приезжающие на автомашинах, заезжают на парковку, расположенную перед зданием аэровокзального комплекса, удаленность которой не превышает 50 м.
Мероприятия по адаптации для людей с дефектами слуха
Для усиления восприятия информации людьми с нарушениями по слуху (использующих слуховые аппараты) в ограниченном пространстве и при большом скоплении людей, а также при наличии посторонних звуков или преграды между собеседниками используются специальные системы индукционного типа.
Проектом предусмотрена установка индукционной портативной петли VERT-1a на месте обслуживания МГН.
Портативная индукционная петля VERT-1a предназначена для использования на рабочей поверхности, чтобы пиктограмма была обращена в сторону слабослышащего.
Индукционная система предназначена для использования только внутри объекта. Устройство не содержит элементов и деталей, предназначенных для самостоятельного обслуживания. Слабослышащему необходимо переключить свой слуховой аппарат в режим индукционной катушки «Т».
Мероприятия по адаптации для людей, использующих при передвижении дополнительные опоры и для людей, передвигающихся на креслах-колясках
Вход в здание на отм. 0.000 расположен со стороны парковки, уклон не превышает 5%. Двери входного тамбура с автоматическим открыванием и обеспечивают задержку закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 сек. Ширина тамбура составляет 4.5 м. и глубина 4.0 м.
В проекте адаптируются три этажа здания аэровокзала, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также четвертый этаж, на котором предусмотрено рабочее место для людей с группой мобильности М4.
Перемещение на верхние этажи осуществляется с помощью лифтов.
На доступных для МГН лестницах в соответствии в СП 59.13330.2020 поручни выполняются с двух сторон или с одной стороны на лестницах в лестничных маршах. В пределах одного марша лестницы поручни должны быть непрерывными. На лестницах в лестничной клетке поверхность поручней должна быть непрерывной по всей длине лестницы с внутренней стороны лестничного марша.
Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены, а при парном их расположении на двух уровнях поручни должны быть соединены между собой.
Санитарно-бытовое помещение
На каждом этаже аэровокзального комплекса предусмотрены санузлы для маломобильных групп населения. Габариты данных помещений соответствуют п.6.3.7 СП 59.13330.2020.
В кабинах сбоку от унитаза и рядом с унитазом предусмотрено пространство шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
В кабинах должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери открываются наружу.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней.
Установить в санузлах для МГН в медпункте и на каждом этаже по одному санузлу с зоной для переодевания, оборудованной стационарной или откидной скамьей, а также столиком для пеленания.
Пути эвакуации
Ширина путей эвакуации составляет:
- коридоры – не менее 1,5 м;
- выходы из помещений – не менее 900 мм (в свету);
- лестничные марши – 1,35 м.
Пороги и перепады высот отсутствуют или не превышают 14 мм.
Эвакуация людей групп мобильности М1-М3 с этажа выше первого может осуществляться по лестницам.
Людей с группой мобильности М4 проектом рекомендовано эвакуировать в зоны безопасности.
Перечень использованных нормативных и регламентирующих документов
- СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» (с Изменениями №1).
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (с Изменениями №1).
- ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-Коляски. Максимальные габаритные размеры».
- ГОСТ Р 51261-2022 «Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования».
- ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования».
- ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
- Приказ №338 ПР от 30.08.2017 «Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов».
- ОДМ 218.2007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства».