Проект адаптации аэропорта г. Абакан
Настоящий проект разработан в целях обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на привокзальной площади и в аэровокзальном комплексе АО «Аэропорт Абакан», расположенном по адресу: Российская Федерация, Республика Хакассия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3 (в дальнейшем – Объекта).
Проектная документация разработана на основании:
- технического задания на проектирование;
- исходных данных, представленных заказчиком;
- результатах обследования;
- действующих строительных норм и правил.
В проекте предусматривается комплекс мероприятий по повышению качества архитектурной среды при соблюдении:
- Досягаемости мест целевого посещения кратчайшим путем и беспрепятственного перемещения внутри помещений Объекта.
- Безопасности путей движения по территории Объекта.
- Своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, и т.д.
Данные проектные решения не ограничивают условия жизнедеятельности и не ущемляют возможности других групп населения, находящихся на территории и во внутренних помещениях Объекта.
Мероприятия по адаптации территориальной локации Объекта
Ближайшая к Объекту остановка общественного транспорта – «Аэропорт».
Пути движения МГН к местам целевого назначения по территории привокзальной площади от остановки общественного транспорта «Аэропорт» см. лист 1 0П00-000056-ОДИ-ГЧ. Обозначение элементов см. листы 23-30 0П00-000056-ОДИ-ГЧ «Спецификация оборудования, инструментов и материалов».
Для МГН, прибывающих на Объект, возможна доставка общественным транспортом или на личном автотранспорте. На общей бесплатной парковке для автотранспорта на 103 парковочных места запроектировано 9 машино-мест для МГН, см. лист 3 0П00-000056-ОДИ-ГЧ.
Согласно п.8.5.2 СП 59.13330.2020, на земельном участке Объекта следует выделять места для выгула/отдыха собак-проводников. Обустройство площадки см. п.2.2 0П00-000056-ОДИ-ТЧ и лист 2 0П00-000056-ОДИ-ГЧ.
В соответствии с положениями 15 Федерального закона от 24.11 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечить допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Проектом рекомендуется обустройство площадки для выгула собак-проводников. Площадку оборудовать на расстоянии не более 100 м от входа в здание аэровокзала, слева от гостевой стоянки автомобилей. Вблизи расположен пешеходный переход. Участок под площадку свободен от зеленых насаждений, не в зоне санитарной защиты источников водоснабжения первого и второго пояса.
Территория под обустройство площадки для выгула собак-проводников имеет плотное газонное покрытие, окантовку из бордюрного камня по периметру.
Обустройство площадки для выгула собак-проводников – см. лист 2 0П00-000056-ОДИ-ГЧ.
Опоры и протяжки, каркас калитки ограждения площадки необходимо окрасить после грунтования в два слоя эмалью по металлу.
На площадке установить скамью, урну, шкаф для уборочного инвентаря, короб для игрушек для собаки-проводника (мяч и т.д.). Столбы освещения расположены вблизи.
На ограждении со стороны ручки калитки на высоте 1,3м и расстоянии 0,1м от края проема для калитки установить информационную табличку 300х150мм "Площадка для выгула собак-проводников" поз.39 (см. листы ХХ 0П00-000056-ОДИ-ГЧ "Спецификация оборудования, изделий и материалов»).
Обустройство площадки для выгула собак-проводников см. лист 2 0П00-000056-ОДИ-ГЧ.
Согласно п.5.2.1 СП 59.13330.2020, расчет необходимого количества парковочных машино-мест для МГН: при числе мест от общего числа от 201 до 500 включительно 8 мест и дополнительно 2% от числа мест свыше 200, 8+2%(250-200)=9 машино-мест.
Каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и дорожными знаками по ГОСТ Р 52289. Высота размещения дорожных знаков от 1,5 до 2,0 м до нижнего края знака. Расположение каждого специализированного машино-места – не далее 100 м от входа в помещения Объекта.
В местах высадки инвалидов из транспортного средства продольный и поперечный уклоны поверхности составляют не более 20 ‰ (1:50) и имеют ровное нескользкое покрытие. Каждое машино-место имеет доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.), в том числе для инвалидов на кресле-коляске. Габариты всех специализированных мест для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов на креслах-колясках и других групп МГН имеют размеры 6,0 x 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины.
Обустройство парковки для МГН см. лист 3 0П00-000056-ОДИ-ГЧ.
Рядом с остановкой общественного транспорта «Аэропорт» расположить мнемосхему поз.37 на стойке поз.38. Нижний край тактильной мнемосхемы должен располагаться на высоте 1,2-1,6м в соответствии с п. 5.1.1,5.1.3 СП 59.13330.2020.
Монтаж стойки на пешеходную поверхность осуществить анкерным соединением М6х60, по 4 болта на опору, итого 8 болтов.
После полного затвердевания произвести монтаж мнемосхемы на стойке.
В проект заложена установка двух скамей наклонных для МГН поз.21. Скамья наклонная предназначена специально для использования ее инвалидами-опорниками, испытывающими затруднения при подъеме с обыкновенных скамеек. Также таким универсальным уличным изделием, в случае необходимости, может воспользоваться любой здоровый человек.
Тактильные наземные указатели выполнены плиткой тактильной контрастной, полностью отвечающую нормативным требованиям ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению». Используется плитка двух видов- 6х300х300 мм поз.30 и 6х300х180 мм. Данный вид тактильной плитки в черном цвете имеет полиуретановое основание с контрастными желтыми сменными вставками, расположенных в линейном порядке, из полистирола и предназначен для укладки внутри и снаружи помещений с большим потоком посетителей. Уникальный тип рифления контрастных индикаторов, предусмотренных на плитке, обладает противоскользящими свойствами, которые сохраняются при движении в любых направлениях.
Монтаж плитки производится на клей четырёхкомпонентный FIXVERT поз.31. В комплекте с клеем предоставляются необходимые компоненты, включая грунт, которые способствуют повышению адгезии на поверхности. Общее число компонентов составляет 2 компонента клея и 2 компонента грунта. Клей морозостойкий и жаростойкий (температура эксплуатации от -30°С до +70°С), отверждение происходит без усадки. Монтаж производить строго по инструкции производителя ООО «Вертикаль», см. https://tiflocentre.ru/magazin/view_product.php?id=360&q=клей. Для монтажа дополнительно используются: комплект для нанесения клея: зубчатый шпатель, шпательная лопатка, расшивка (2 шт.) (поз.32), клеевой набор двухкомпонентный для подклеивания тактильной ленты и плитки (поз.33), прижим для монтажа тактильной плитки 300х300 мм (поз.34) и прижим для монтажа тактильной плитки 180х300 мм (поз.40).
Использование прижимов обеспечивает комфортный монтаж и гарантирует плотное прилегание и равномерное распределение клея по всей площади плитки. Теперь для монтажа плитки на клей не требуется использование увесистых мешков с песком. Необходимо использовать прижим с необходимым рисунком и при монтаже сверху положить утяжелитель, оставив на сутки.
Мероприятия по адаптации Объекта, первый этаж
В проекте предусмотрен самостоятельный путь движения МГН групп М1-М3 от центрального входа для посетителей Объекта к внутренним помещениям. Для инвалидов категории мобильности М4 преодоление лестницы на второй этаж возможно с помощью мобильного лестничного подъемника.
Пути движения и эвакуации МГН на Объекте до адаптации см. листы 6,7 0П00-000056-ОДИ-ГЧ.
На наружных входных площадках и тамбурах эвакуационных выходов тактильные указатели не предусматриваются (п.6.1.8 СП 59.13330.2020).
Адаптация входных групп Объекта см. лист 8 0П00-000054-ОДИ-ГЧ. Позиции элементов см. листы 23-30 0П00-000056-ОДИ-ГЧ «Спецификация оборудования, изделий и материалов».
Проектом предусмотрены следующие мероприятия в соответствии с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 52875-2019:
- демонтаж ТНУ в тамбуре пом.64 и перед входной дверью с улицы, 3 тактильных полосы 1600х60 мм, монтаж на клей;
- монтаж грязезащитного покрытия (ГЗП) «ТифлоПол-10» в алюминиевом профиле перед входной дверью, поз.46, 2000х1300 мм. Как вариант, возможна укладка ГЗП в выемку на площадке, но для этого необходим демонтаж плитки;
- в настоящее время на дверных полотнах дверей (входной и тамбурной) на высоте менее 0,9 м (приблизительно 0,5 м по верхнему краю) нанесена широкая голубая полоса самоклеющейся лентой. Демонтаж ленты из-за несоответствия высоты размещения по п.6.1.5 СП 59.13330.2020;
- монтаж контрастной маркировки в форме круга диаметром 0,2 м стеклянных полотен раздвижных дверей. Маркировку нанести на двух уровнях (0,9 м и 1,3 м до центра) с обеих сторон дверных полотен входной и тамбурной дверей, поз.43, 16 шт.;
- монтаж в тамбуре грязезащитного покрытия «ТифлоПол-10» в алюминиевом профиле 2840х4100 мм, поз. 47. Согласно п. 6.1.8 СП 59.13330.2020, на наружных входных площадках и тамбурах эвакуационных выходов тактильные напольные указатели не предусматриваются;
- монтаж тактильной таблички на композитной основе, 300x400 мм (с указанием наименования Объекта и режима работы, информация дублирована шрифтом Брайля). Крепить перед входом с улицы в тамбур с правой стороны на высоте 1,3м на двухсторонний скотч (стеклянное полотно), поз.41;
- монтаж тактильной пиктограммы «Доступность объектов для инвалидов по зрению и по слуху, а также в креслах-колясках» (571x158 мм) поз.42, на высоте 1,3 м следом за тактильной табличкой с режимом работы, на двухсторонний скотч;
- монтаж антивандальной кнопки вызова ситуационной помощи персонала поз.44. Монтаж справа от дверей на высоте не более 0,8-1,1 м. Сигнал с кнопки вызова с подается через приемное устройство «Тифловызов» поз. 53 в место постоянного пребывания персонала (досмотр пассажиров пом. 94б). Необходимо прописать в регламенте работ на Объекте периодическую проверку и замену батареек;
- монтаж пиктограммы поз.45 над кнопкой вызова.
Выход на вылет ВВЛ на нулевой уровень.
Проектом предусмотрены следующие мероприятия для выхода 1 ВВЛ:
- демонтаж имеющихся тактильных напольных указателей, по 12 полос 1200х60 мм, два выхода;
- монтаж контрастной маркировки в форме круга диаметром 0,2 м поз. 43 на стеклянных полотнах рабочих створок дверей на высоте 1300 мм от центра круга с обеих сторон, 4 шт.;
- монтаж контрастной маркировки в форме прямоугольника 200х100 мм поз. 50 на стеклянных полотнах нерабочих створок дверей на высоте 1300 мм от центра прямоугольника с обеих сторон, 4 шт.;
- дверные коробки рабочих створок входной и тамбурной дверей сливаются по цвету с прилегающими дверными коробками, проектом предусмотрена контрастная маркировка дверных проемов (с обеих сторон) контрастной лентой поз. 51;
- дверные ручки входной и тамбурной дверей сливаются по цвету с коробками дверей. Проектом рекомендовано выделение цветом (красным, желтым) дверных ручек, поз. 52;
- монтаж в тамбуре грязезащитного покрытия «ТифлоПол-10» в алюминиевом профиле, размеры готового изделия в сборе 2950х2600 мм поз. 49.
Проектом предусмотрены следующие мероприятия для выхода 2 ВВЛ:
Мероприятия аналогичны мероприятиям, проводимым для выхода 1 ВВЛ.
Проектом предусмотрены следующие мероприятия:
- монтаж контрастной маркировки в форме круга диаметром 0,2 м поз. 43 на стеклянных полотнах рабочих створок дверей в тамбур и на улицу на высоте 1300 мм от центра круга с обеих сторон, 4 шт.;
- монтаж контрастной маркировки в форме прямоугольника 200х100 мм поз.50 на стеклянных полотнах нерабочих створок дверей в тамбур и на улицу на высоте 1300 мм от центра прямоугольника с обеих сторон, 4 шт.;
- дверные коробки рабочих створок входной и тамбурной дверей сливаются по цвету с прилегающими дверными коробками, проектом предусмотрена контрастная маркировка дверных проемов (с обеих сторон) контрастной лентой поз. 51;
- дверные ручки входной и тамбурной дверей сливаются по цвету с коробками дверей. Проектом рекомендовано выделение цветом (красным, желтым) дверных ручек, поз. 52;
- монтаж в тамбуре грязезащитного покрытия «ТифлоПол-10» в алюминиевом профиле, размеры готового изделия в сборе 1400х2000 мм поз. 48.
При реконструкции необходимо обеспечить в тамбуре минимальное свободное пространство для разворота кресла-коляски между дверями (1,4 м), не пересекающееся с зоной движения двери, открывающейся внутрь тамбура.
Тамбур не соответствует нормативам. Проектом рекомендуется демонтаж тамбура с выходом к дверям напрямую из Зала прилета международного сектора пом.2.
Двери в тамбур пластиковые двустворчатые распашные с шириной рабочей створки 700 мм. Двери из тамбура на улицу двустворчатые распашные с шириной рабочей створки 900 мм. Дверные пороги не превышают 0,014 м. На дверях имеются доводчики.
Центральный выход из внутренних помещений Объекта, ведущий к остановке общественного транспорта и парковке для автотранспорта, является общим для пассажиров ВВЛ и МВЛ.
При посадке и высадке МГН М-4 в/из авиатранспорта проектом предусматриваются подъемные устройства.
Подъемник для посадки инвалидов в автобус поз. 104. С помощью данного подъёмника и уникального крепления, можно легко посадить в микроавтобус больного человека, а так же погрузить тяжелое электрическое кресло-коляску весом до 150 кг. Устройство питается от бортовой сети, стандартной розетки прикуривателя. Поворотный механизм позволяет посадить маломобильного пассажира как на переднее кресло, так и на заднее.
Для посадки пассажиров с повреждениями опорно-двигательного аппарата, требующими нахождение человека в горизонтальном положении, а также инвалидов-колясочников проектом рекомендуется использование амбулифта — специализированного подъёмника, предназначенного для посадки в салон самолёта людей с ограниченными возможностями.
Амбулифт имеет вместительный крытый кузов, открывающийся с обоих концов. Кузов предназначен для пассажиров в инвалидных колясках, носилок (если пассажир лежачий) и сопровождающего персонала.
Конструкция устанавливается на шасси грузового автомобиля, который перемещает её по лётному полю. Инвалидная коляска или носилки транспортируются в кузов амбулифта посредством откидной или выдвижной аппарели, когда платформа подъёмника находится в нижнем положении.
Автомобиль подвозит амбулифт непосредственно ко входу в салон самолёта, кузов поднимается на необходимую высоту, после чего откидывается аппарель с ограждениями, по которой маломобильных пассажиров перемещают в салон. По завершении перелёта выгрузка происходит в обратном порядке.
На Объекте имеется амбулифт 6000А2418 ISUZU, приобретенный в рамках программы «Доступная среда», который на момент оформления проекта не введен в эксплуатацию, так как проводится обучение персонала Объекта. В спецификацию проекта не закладывается, как имеющийся на Объекте.
Входная группа центрального выхода и центральный вход во внутренние помещения Объекта идентичны. Мероприятия по адаптации см. п.3.2.1 0П00-000056-ОДИ-ТЧ.
Доступ МГН категорий М1-М3 на второй этаж Объекта, где располагаются залы ожидания и бары для пассажиров ВВЛ и МВЛ, возможен с использованием двух лестниц, расположенных в пом.94 Зал регистрации в непосредственной близости к входу в помещения Объекта и к выходу из помещений Объекта. Лестницы двухмаршевые, одинаковой конструкции, зеркальное отображение друг друга, марш по 14 ступеней, ширина проступей 300 мм, высота ступеней 150 мм.
Для доступа к помещениям второго этажа через лестницы для инвалидов группы М4 отсутствует средства передвижения по лестницам. На Объекте имеется мобильный гусеничный лестничный подъемник для инвалидов-колясочников «Vimec» производства Италии в нерабочем состоянии, требующий ремонта. Для групп М1-М3 существующие поручни лестницы не соответствуют СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2022, также необходимы средства информирования и ориентирования.
Проектом предусмотрены:
- монтаж поручней лестниц с внешней стороны лестничных маршей, в соответствии с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2022 Демонтаж имеющихся поручней не производить, новые поручни монтировать непосредственно на лестничных маршах, поз 54 (Оп-1), 55 (Оп-2), 56 (Оп-3- зеркальное отражение Оп-1), 57 (Оп-4 – зеркальное отражение Оп-2). Перед заказом поручней размеры уточнить по месту;
- монтаж накладок с индивидуальной информацией на поручни обеих лестниц с первого на второй этаж, поз. 58;
- для инвалидов категорий мобильности М4 для преодоления лестниц проектом рекомендуется установка платформы наклонного перемещения по сложной траектории БК350 или БК320 производства «Центр реабилитационной техники Брянск». Вне работы платформа находится в сложенном виде. Платформы (2 шт.) монтируются специалистами производителя по внутренним траекториям лестничных маршей. Подъемная платформа БК 350, созданная как облегченный вариант подъемной платформы БК 320, использует точно такое же решение для передвижения платформы по направляющей магистрали - простой, дешевый электрический фрикционный привод с полиуретановыми роликами. Отличительной особенностью конструкции от аналогичной БК 320 является упрощенная схема управления, ручное складывание и раскладывание платформы и наличие навеса или иного сооружения для использования на улице.
Безопасность:
- Звуковая сигнализация;
- Контур безопасности по периметру платформы;
- Ограничитель скорости и эксцентриковый ловитель;
- Датчик перегрузки;
- Контроль открытия шлагбаумов.
Работы выполнить в соответствии с листами 9, 10 12 0П00-0000056-ОДИ-ГЧ.
Для обозначения направления движения МГН отсутствуют средства информиро-вания и ориентирования, а также места отдыха для МГН.
Проектом предусмотрены:
Тактильные настенные указатели на путях перемещения МГН групп М1-М4:
- мнемосхема тактильно-звуковая. На Объекте имеется, установлена в пом. 94б Досмотр пассажиров. С учетом того, что в проекте разработаны пути движения МГН, согласованные с необходимыми службами Объекта и, возможно, отличающиеся от принятых до адаптации Объекта, в проект заложена мнемосхема тактильно-звуковая на стойке поз.62 с размерами 1000х700 мм. В случае совпадения данных на имеющейся мнемосхеме с принятыми путями движения и эвакуации МГН, допускается возможность не производить замену мнемосхемы;
- на металлоискателе в пом. 94б необходимо установить знак Р11 «Запрещается работа (присутствие) людей со стимулятором сердечной деятельности» поз.63. Способ крепления- двухсторонний скотч. Изделие выполнено в соответствии с требованием ГОСТ Р 12.4.026-2015. Установить на верхнюю перекладину металлоискателя. Знак поз.63 установить на все используемые на Объекте металлоискатели на путях движения МГН, в пом.62 Помещение досмотра пассажиров (ВВЛ) и 2 Зал прилета международного сектора (МВЛ);
- тактильная пиктограмма «Доступность объекта для инвалидов на креслах-колясках» (150х150мм) поз.64. Монтаж на высоте 1,3 м.;
- таблички «Обозначение помещения» (100х300 мм) поз. 65 установить перед входами в помещения, доступных для МГН. Установка каждой таблички на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 м от уровня пола на расстоянии не более 0,1 м от наличника или края двери;
- пиктограмма тактильная «Доступность для инвалидов по слуху», поз. 68, монтаж в помещениях или перед ними, оборудованных индукционной петлей. Монтаж на высоте 1,3 м;
- пиктограмма тактильная «Место кратковременного отдыха или ожидания для инвалидов» поз.22. Монтаж на высоте 1,3 м;
- контрастная маркировка в форме круга диаметром 0,2м поз. 43 на створке двери для МГН М4 из пом. 94б Досмотр пассажиров в пом. 94 Зал регистрации. Маркировку нанести на уровне 1,3 м от пола до центра круга, с обеих сторон стеклянного дверного полотна;
- мнемосхема тактильная пути движения и эвакуации МГН-пассажиров ВВЛ поз. 69. Монтаж по нижнему краю 1,3 м от пола, рядом с поз.65;
- пиктограмма тактильная «Направление движения» поз. 70, монтаж на высоте 1,3 м;
- мнемосхема тактильная пути движения и эвакуации МГН-пассажиров МВЛ поз. 71. Монтаж по нижнему краю 1,3 м от пола;
- пиктограмма с дублированием информации по системе Брайля на специальной наклонной площадке «Обособленный туалет для одного посетителя», поз.72. Монтаж на высоте 1,3 м;
- пиктограмма с дублированием информации по системе Брайля на специальной наклонной площадке «Обособленный туалет для инвалидов на кресле-коляске», поз.72. Монтаж на высоте 1,3 м.
Адаптация санитарных узлов
Монтажные работы:
- монтаж коробки под помещение санузла 1,693 х 2,3 м. Высота 3 м. Стены из 2-х листов ГКЛ влагостойкого толщиной 12,5 мм, между ними - минеральная вата, толщина слоя 60 мм, арматура металлическая. Стандартный размер листа ГКЛ влагостойкого 1200х2500 мм.
- Расход ГКЛ влагостойкого 1,693х2,3х3=11,68 м кв,
- расход минеральной ваты-(1,693-2х0,0125)х(2,3-2х0,0125)х3х0,06=0,68 м куб.;
- в каркасе коробки смонтировать дверной блок под металлическую дверь с порогом не выше 0,014 м с полотном 0,9 х 2,0 м;
- монтаж потолка из листов ГКЛ влагостойкого толщиной 12,5 мм в два слоя без шумоизолирующего слоя (мин.вата, S=1,693x2,3=3,894 м кв.;
- выполнить работы по закладке электрического и иного оборудования (водопровод, канализация, электрическая проводка для подключения сушилки для рук, адаптивной системы "Занято-свободно");
- проклеить стыки ГКЛ монтажной сеткой и выровнять со стеной при помощи замазки. Расход монтажной сетки из расчета 12 швов- 12х3х0,05=1,8 м кв, расход замазки 2 кг (ориентировочно). ;
- финишной шпаклевкой пройтись по зонам входа саморезов, расход шпаклевки 2 кг (ориентировочно);
- выровнять поверхность стен абразивной сеткой, расход сетки 1 м кв.
Перечень использованных нормативных и регламентирующих документов
- СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования
с учетом доступности для маломобильных групп населения» (с Изменениями №1). - СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (с Изменениями №1).
- ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-Коляски. Максимальные габаритные размеры».
- ГОСТ Р 51261-2022 «Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования».
- ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования».
- ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
- Приказ №338 ПР от 30.08.2017 «Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов».
- ОДМ 218.2007-2011 « методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства».